Комиксы как искусство.

Комиксы: «Новелизация» нашего времени или шедевры литературы в картинках

Представьте себе две книги.  У обоих отличный сюжет, прекрасно прописанные диалоги, мастерски раскрытые персонажи. Разница только в том, что первая книга состоит только из слов, написанных черным по белому. А вторая из картинок со словами на ней.

В наших широтах комиксы ещё не добились уверенной позиции в обществе. Не лишним будет заметить, что комикс является чем-то экзотическим для нас. Чуждым нашей культуре и воспитанию.

Про принятие мира графических новелл, как серьёзного культурного явления не может быть и речи. В сознании обывателя сформировался образ комикса, как чего-то низкого и второсортного, ни в коем случае не имеющего отношения к литературе. И хорошо если бы дело было в набивших оскомину супергероях в трико.

Однако, случаются и исключения. Мир историй в картинках огромен и разнообразен. Здесь есть место всему, даже классической литературе. Да, адаптация шедевров литературы под стандарты графической новеллы все больше  набирает обороты последнее десятилетие.  Связано это, как с ростом интереса к печатной продукции подобного рода, так и не гаснущим интересом к литературным памятникам прошлого.

В исторической перспективе, первые  «новеллизации» классических сюжетов начали появляться на американском рынке в начале сороковых годов двадцатого века, в рамках серии Classics Illustrated.  В этом цикле увидели свет такие произведения, как «Моби Дик», «Гамлет» и даже Гомеровская «Илиада».  Помимо вполне очевидных целей, заработать немного денег, создатели позиционировали свои комиксы как первая ступенька для знакомства с более серьёзной литературой. Считалось, что для того, чтобы заинтересовать ребёнка, нужно положить искомый объект интереса в нужную форму и тогда, он сам к ней потянется! В результате, создатели Classics Illustrated не прогадали. Их серия прожила более тридцати лет, обзавелась армией поклонников и, что самое важное, открыла для огромного количества людей мир литературы. От новеллизаций Марка Твена и Александра Дюма, до Мэри Шелли с её «Франкенштейном».

Конечно, у подобного способа творческой интерпретации литературы найдётся множество противников.  Самым, наверное, главным аргументом против подобных изданий, является нарушение связи автора с писателем. Когда мы читаем книгу, мы находимся в прямом контакте с автором, с его миром, воспринимаемым нами через словесные образы.  Естественно, в комиксе этот эффект теряется. Львиную часть описаний, берёт на себя графическая часть, что сразу же послабляет нашу тягу к фантазированию.  Как не крути, но литературных персонажей мы воспринимаем, все по разному, и довериться комиксу – все равно, что поверить художнику на слово, что Граф Монте-Кристо, выглядит именно так и никак иначе.  

Но всё это, не так уж существенно, как может показаться на первый взгляд. Образы героев и сюжеты историй в течение многих десятилетий претерпевают различные изменения и принимают всевозможные формы, как в рамках литературы, так и искусства в целом. Самый простой пример, это «Отверженные» Виктора Гюго. Наверное, одна из самых экранизируемых его книг.  Бесчисленные театральные постановки, мюзиклы. Опять же, комиксы. И каждая интерпретации имеет право существовать в той или иной форме.

В наше время адаптации художественных произведений всё ещё в строю. За всё время спрос не упал, а только вырос. Вызвано это тем, что за последнее десятилетие процессу новелизации подвергались не только устоявшаяся мировая классика, но и сравнительно новые произведения. Так, в серию комиксов превратился цикл романов Стивена Кинга «Тёмная башня», повествующая о приключениях вольного стрелка Роланда Дискейна. Была выпущена в свет адаптация ещё одного хита мастера – «Противостояние», книга, по праву считающая одной из лучших фантастических историй нашего века.  Наша цивилизация пала жертвой модифицированного вируса гриппа, капитан Шустрик, который умудрился уничтожить большую часть населения планеты Земля. И лишь немногим выжившим придётся бороться за существование на опустошённых землях. Само явление, новелизаций – адаптации книг под формат комикса позволяет по достоинству оценить задумку автора, размах его полета мысли. Проверенные временем книги, получают ещё один шанс, предстать перед своим читателем в новом амплуа, заинтересовать его и увлечь в дивный новый мир рисованных историй.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *