НЕВЫНОСИМОСТЬ
ПОИСКИ ЖАНРА
Цикл «НЕВЫНОСИМОСТЬ» я написал три года назад. Это тоже были стихи из разряда «Поиски жанра». Уже потому, что шел от гоголевской чертовщиы и всяких поэтических психоделиков (спал в мавзолее с Лениным, молился с президентом и премьером в храме), фантасмагорической российской действительности (Пьяный кот ими руководил). Перечитав недавно «Невыносимость», вдруг понял, эти поэтические психоактивные вещества (внутри себя), все-таки изменяет восприятие и влияет на эмоциональное состояние и отдельные процессы в тебе. В уме? Или в том месте, где сердце? Не знаю…
Не знаю, как у читателя, но лично с мной что-то этакое происходило. Эти психоделики, оказывается могут вводить человека в изменённые состояния сознания, но (вычитал в одной умной книжке) в целом они, как правило, считаются неопасными в плане возникновения зависимости или аддикции (пагубная привычка). Хотя… что есть пагубная привычка для отдельно взятого человека? ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО? КЕМ? Или ЧЕМ? И насколько сильно или наоборот слабо взятого?
ДВОЙНИК
Отдельно взятый человек ко мне пришел.
Отделался и отделился, вышел вон
Из разума и из души одновременно.
Невыносимость… Всё закономерно.
Невыносимо одиночество вдвоем
Невыносима трижды выносимость
Мозгов, души, ужасная терпимость
Того, что в состоянии твоем
Виновен только ты, отдельно взятый.
И будешь вечно пред собою виноватым.
ШУТ НЕГОРОХОВЫЙ
Шут (арлекин) негороховый…
Синие слезы из глаз…
Видел во сне я не раз,
как пролетал ты греховный
над колокольней церковной,
но ниспадал в жизнь-грязь…
Шут мой – сверстник печальный…
Ты – мой пацанский двойник
в школу приперся начальную.
Я думал, на время, на миг.
Ты же остался. Молчанием…
Но средь молчания этого
вдруг прорывался, как вой,
смех твой язвительно-злой.
И повторялся как эхо
в небе, над головой…
Как же тебя я обхаживал!
Хлебом кормил с руки!
Вместе с тобой курили
одну сигарету. Без ханжества
из одного стакана пили
портвейн. Юные дураки.
Шут мой, ты спас меня в армии.
Прикладом от Калаша,
челюсть мою круша,
бил меня прапор-айзер.
Ты, завопивши «Ша!»,
Удавкой накинул шарф.
Прапор уснул. Как агнец.
Холодно было… Мы валенок
пару делили с тобою.
Я надевал на левую,
ты надевали на правую.
Было обоим тепло.
Сон нас двоих обволакивал…
Явь нас двоих не спасла
Бог ничего не спослал…
Кто и кого оплакивал?
Я тебя? Ты ли меня?
Шут мой – ты – это я?
Лирический триллер – 1
Невыносимый август за окном.
Невыносимо тело из подвала,
который моргом ты когда-то называла…
И вниз сходила в каменный проем
Больничного, безумного провала.
Я там лежал на грязных простынях.
В гробу российского топорного изделья.
Я умер от безумного безделья,
Ушел, не оглянувшись, второпях…
И торопливость стала откровеньем
Для всех. И мясо умирало на костях…
Ты подошла. Зеленоглаза и худа.
И я худой. О! Как мы оба похудели!!!
Мы в этот август ничего не ели,
не пили, и не спали, и не пели…
И только шли… Но только шли куда?
Ответа мы не знаем до сих пор.
Я в каменном подвале. Ты в столице.
Но оба мы повязаны так тесно
И августом, и мыслями… И присно
Нам вместе быть. Но где же мой топор???
Лирический триллер – 2
В ту ночь мне не спалось. И не пилось.
Октябрь заплакал. Мокрыми глазами
Всю ночь глядел на стену с образами,
Но не молился. Видно, не срослось.
У нас с тобою тоже полный мрак:
Не спелось. Не сложилось. Не стерпелось.
Как будто этой осени опрелость,
Меж нами был придурковатый брак.
Меж нами проходила череда
Издёвок, извращений и упрямства,
И тихого вдвоем с тобою пьянства,
которое кончалось иногда.
Мы знали: пьянству бой!
Но бой с собой
мы не могли вести на этом свете.
А потому при лунном мягком свете
Мы любовались мною и тобой.
Долюбовались до черты и до чертей.
Они сходили к нам по стенам храма,
Где мы пытались замолить грехи и срамы.
Не получилось. Наливай и пей!
НЕВЫНОСИМЫЙ НОЯБРЬ
Лирический триллер – 3
И этот красный день… Он выпал в дрожь.
В дрожанье наших рук и наших мыслей.
И потому вдвойне было бессмысленно,
Осознавать, что правда есть, что ложь.
Тот красный день – 7 ноября.
Психически-карательно-советский
Но ведь оттуда все идут поветрия,
А потому и крышу сносит у меня.
Я в ноябре проснулся в мавзолее.
Со мною рядом Ленин – друг и вождь.
На крыше мавзолея хлюпал дождь.
И Ленин становился внешне злее.
Но это только внешне. Я же знал,
Что с октябрятской звездочкою детской
Мы жили честно, мирно, по-советски.
И Ленин нас, как Бог, поцеловал…
И поцелуй тот стал иудо-вечным.
И слезы по лицу – не человечьи…
НЕВЫНОСИМЫЙ ДЕКАБРЬ
Лирический триллер – 4
В ту ночь не спал российский весь народ.
Не спал и думал он о выборах, о партиях.
О правде и неправде в демократиях,
Которых развелось, как в кошке блох,
Но знали только двое, что народ – он не урод.
И все же…. Они пошли уродовать народ.
Уродство – категория удельных.
По всей стране – от школы, до СИЗО
Развитие пороков – налицо.
Но чьих пороков? Все бы ничего,
Но вышло по-советски, по-таджикски
Шел выбор. И пожитки
он собирал. Он – этот средний класс,
опущенный премьером до кондома.
До уровня российского дурдома
Артемий Троицкий довел всех нас.
О, как ДЕМОКРАТИЧНА, ТЫ, РОССИЯ!
12 лет правления! Вперед!
И вряд ли, будет все наоборот?
Лобастый, со стеклянными глазами
Чекиста, он чем-то мне вождя напоминал,
С которым в мавзолее как-то спал.
Но он проснулся и поехал на «Калине»
По всей великой Родине своей.
А я с народом в мавзолее по сей день.
ДЕКАБРЬ (НЕВЫНОСИМОЕ ПРЕДНОВОГОДЬЕ)
Лирический триллер – 5
Полдекабря – дожди. Почти что ливни.
И ни мороза, ни снежинки за окном.
И я смотрю с перелицованным лицом
Как к Родине моей зараза липнет.
Проказа политических интриг….
Олигархические лондонские тайны
Всплывают, как дерьмо весною ранней.
И президентский авиа-блицкриг
Уж близок. Не сорваться бы на крик,
Не впасть в агонию общественных перделок,
Не ждать ни перемен, ни переделок…
Уснуть и не проснуться в скорбный час,
Когда страну и душу губят в нас.
НЕВЫНОСИМОЕ ПОСЛЕНОВОГОДЬЕ
Лирический триллер – 6
…И вспученные Путина глаза,
И чичико-медведевская челка…
Достали поздравленья до печенки!
До Рождества не удержали тормоза…
Сочельник, Святки, святость на дворе.
В душе – похмелье, черные пустоты,
А в ящике – веселие до рвоты,
И юмор до истерик, до икоты…
Все повторилось, словно в декабре.
Мне снова снился гоголевский Нос.
Во храме президент стоял с супругой.
Премьер крестился в Питере с натугой
И без жены. Он словно был испуган.
Мне было жаль его. Но бес его унес.
И наступила тишь. И благодать
Спустилась на окраины России.
Все думали: ну вот пришел мессия!
А это был лишь утренний туман.
ТРИЛЛЕР «ИСХОД»
(последний)
Отгорел, отшумел Новый год.
Фонари Эдисона потухли
Под Смоленском. В две ночи опухли
россияне от пьянства. Протухли
все салаты. Их слизывал кот.
Пьяный кот пооблез, пообтерся,
пообмяк, поорал, повопил.
Перегнул, перебрал, перепил!
И таким по России поперся…
А за ним – все собаки вослед.
Все бездомные псины России
Потянулись. И воя тоскливо,
доги, лайки, худые борзые
уходили во тьму прошлых лет.
За собаками – дети в огне
диких летних пожаров державы,
той, которую не удержали.
Заменили на СНГ.
Одинокие матери, плача,
за своими детьми подались.
Без мужей, меж собою собачась,
На руинах родных подрались.
За Уралом к ним зэки примкнули.
Тысяч 300 всего лишь. Пустяк.
Олигархи им намекнули:
– Все проплатим, всё будет ништяк!
Так и шли они, солнцем палимые,
По Сибири до самых Курил.
Жизнь казалась им сладкой малиною.
Пьяный кот ими руководил.
Сложно было воспринимать, но чувствуется, что стихи идут от души.
Едко, горько и… бесконечно душевно! Если, конечно, говорить про весь цикл, в целом. Но тему «Невыносимости» в некоторых местах приходилось искать. В том же шуте, например. Да, он очень походит своим образом на какого-то Гумилевского дьявола, который, как известно «старый и верный друг», но, как таковой, «невыносимости», лично мне, у шута не привиделось, скорее здравый анализ неочевидных сторон личности. Зато «Лирический триллер – 2» показался просто шедевральным. Очень уютный и ироничный образ семейной жизни. На мой вкус, просто прекрасный в своей жизненной гармоничности. А вот дальше – да. Появляется «Невыносимость», которая набирает силу, как снежный ком. С, в общем-то, очень трогательно-трагичного поцелуя Ленина, до болезненной и, отчего-то, очень забавной (несмотря на весь сюрреализм), современной реальности.
Вообще, конечно, удивительный набор стихотворений, потому что, в общем-то, картинка складывается. Начинаясь, как знакомство с образом главного героя, всё заканчивается его горькой рефлексией по поводу несовершенства окружающей реальности. И это прекрасно работает в контексте единого произведения. Поэтому автора, в общем-то, хочется исключительно хвалить.
Про язык и форму ничего говорить не буду – с ними всё в порядке.
Спасибо!
Данная рецензия – составлена представителями редакции сайта и является частным мнением о произведении. Эта рецензия, как и сама редакция сайта никак не влияют на конкурсную оценку произведения. Желаем Вам успеха и удачи на Вашем творческом пути!
У вас чудесные стихотворения! Вот, абсолютно серьёзно, такие глубокие взрезы своей сущности – это просто бесконечно классно. Да, вы часто уходите в некоторые дебри (которые, лично мне, не особо интересны, вроде анализа каких-то политических происшествий), но когда вы говорите о себе, о своей жизни, о каких-то деталях своей личности – это просто, ну, волшебно! Даже предисловие, которое объясняет странную направленность некоторых стихотворений, тоже прекрасно. Да, даже, в общем-то, читать ваш пересказ общеизвестных событий, вроде «калины» или новогодних поздравлений, тоже приятно, просто, ну… Эмоции не те. Я понимаю, что поэзия ко всем чувствам повернута лицом, но всегда считал её политизацию немножко неправильной. В общем-то, поэтому, у того же Маяковского я люблю больше всего «Лилечку» (хоть никогда не буду спорить, что есть множество величайших политизированных стихов совершенно разных поэтов). Но это выбор каждого творца, конечно же.
В общем, спасибо вам за прекрасные стихотворения, которые местами настолько личные, что хочется плакать. А это совершенно потрясающая способность настоящего искусства.
Правда, спасибо!
Интересный цикл. Иногда хочется взвыть и от тог, что происходит, и от безысходности многих
Интересная подборочка. Тяжеловатая, но в тему и в точку