Спектакль «Роковая дама» на русском жестовом языке

РАБОТЫ АВТОРОВ, ТЕАТР
10/12/2020
11
4
5

Санкт-Петербургский театр глухих является постоянным участником «Территории Жеста»: вот уже в третий раз петербуржцы выступают в рамках этого фестиваля. На сей раз они показали старую добрую классику, которая актуальна во все времена: спектакль «Роковая дама», созданный по мотивам произведения А. С. Пушкина «Пиковая дама».

Театр глухих города на Неве существует уже 5 лет, и за эти годы он выпустил в свет 9 спектаклей. Как говорит директор театра Владимир Бочаров, выбор пал на произведение Пушкина, чтобы после представления у зрителей появилось желание прочитать нетленку великого поэта.

Необычным было начало спектакля: молодой человек (Дмитрий Самбура), идя куда-то по своим делам, натыкается на лежащий на полу томик Пушкина с «Пиковой дамой». Заинтересованно открывает книгу и начинает вчитываться в повествование. Тут расходится занавес, и молодой человек волшебным образом переносится в эпоху двухсотлетней давности…

За столом сидят картёжники в мундирах и оживлённо спорят. Сурин (Дмитрий Астапенко) возмущается:

– Почему я постоянно проигрываю, хотя у меня хорошие карты?!

Наумов (Николай Лобанов) даёт совет:

– Вы должны каждый раз ставить на одну и ту же счастливую карту. Вы прозевали такой шанс! Если продолжите играть – рискуете остаться в одних трусах!

Сурин начинает злиться и тут замечает молодого человека, слушающего их разговор:

– Смотрите на Германна! Он в жизни не брал карты в руки, а стоит и смотрит на нашу игру!

Молодой человек с удивлением понимает, что картёжники его видят и почему-то называют Германном.

В разговор вмешивается третий игрок – Томский (Борис Шелковский):

– Германн – немец, он расчётлив, вот и всё. Для меня необычный человек – моя бабушка, графиня Анна Федотовна!

Томский излагает историю своей восьмидесятилетней бабушки. В ходе повествования на сцене появляются персонажи, о которых упоминает рассказчик: юная графиня Анна Федотовна (Анна Прапорщикова) и граф Сен-Жермен (Владимир Якунин).

Молодая аристократка крупно проигралась в карты и была безмерно расстроена. Сен-Жермен сжалился над девушкой и открыл ей тайну трёх карт. Благодаря этим счастливым картам Анна Федотовна выиграла много денег и смогла рассчитаться с долгами. Но секрет трёх таинственных карт она не поведала ни своим детям, ни внуку Томскому.

Приятели Томского слушают его историю и вместе со зрителями наблюдают за действиями оживших героев рассказа.

Сурин не верит рассказу:

– Мой дядя рассказал мне, что ваша бабушка сжалилась над одним господином по фамилии Чаплицкий, который в молодости крупно проигрался. Она поведала ему о тех самых трёх картах, но взамен потребовала, чтоб в будущем он больше никогда не играл. И действительно, Чаплицкий выиграл. Ваша бабушка помогла чужому человеку, а вот вам не выдала тайны.

Томский в гневе бросается на Сурина, и начинается потасовка. Сурин выхватывает пистолет, но в этот момент получает подносом по голове от служанки и роняет оружие. Германн подбирает пистолет и угрожает им Сурину. Того выгоняют.

Главный герой с интересом рассматривает суринский пистолет, тут к нему подкрадывается горничная (Валентина Ульянова) и говорит, что для Германна есть письмо от Лизаньки, воспитанницы старой графини Анны Федотовны.

Молодой человек, уже смирившийся с тем, что его называют Германном, снова впадает в недоумение: никакой Лизаньки он не знает. Горничная удивляется:

– Воспитанница графини! Вы же переписываетесь уже три недели, неужели забыли?

В письме Лизанька сообщает, что старая графиня уезжает на бал, и поэтому Германн может прийти к ней в полночь.

Германн понимает, что ему выпадает шанс попасть в дом графини и выпытать у нее тайну трёх карт. И тогда он сможет стать сказочно богатым! Он с радостью изображает перед Лизанькой (Светлана Кузина) пылкого влюблённого. Неожиданно Лизанька сообщает, что с бала приезжает старая графиня, и просит своего ухажёра спрятаться.

Сварливая графиня Анна Федотовна (Маргарита Апатенко) устраивается подремать в кресле у окна, за которым виднеется знакомый многим силуэт Петропавловской крепости. Но, обуянный жаждой лёгких денег, к ней подкрадывается главный герой, настойчиво требуя выдать секрет заветных карт. Жалобы, пылкие речи и даже целование ног старухи не помогают: упрямая графиня отталкивает его. Германн вскипает и со словами: «Старая ведьма! Все равно заставлю вас отвечать!» выхватывает пистолет, целясь в графиню. Та в страшном испуге хватается за горло и падает замертво.

Всё скрывается в темноте, луч прожектора освещает только потрясённого Германна. Затем мастерски был обыгран чёрный фон задника сцены, в котором как бы открывается портал из иного мира, откуда в зловещих клубах дыма выступает дух Анны Федотовны. Лицо невольного убийцы выражает ужас:

– Простите меня! Я не хотел вашей смерти! Я только хотел узнать секрет трёх карт!

Призрак графини обещает открыть тайну, но взамен требует, чтобы Германн женился на Лизаньке.

Главный герой без памяти лежит рядом с карточным столом. Придя в себя, он с трудом подымается, видит сидящих за столиком игроков и просит разрешения вступить в игру. Все делают ставки. Германн называет тройку и, о чудо, выигрывает! С горящими глазами Германн продолжает игру, называет семёрку – и снова выигрыш!

Помрачившись от своей алчности, Германн продолжает игру и уверенно ставит на туза. Но Чекалинский (Владимир Якунин), проверив свою карту и карту своего партнёра, довольно усмехается:

– У вас дама, а вот у меня – туз!

Вздрогнув, Германн, смотрит на свою карту – действительно, дама!

Проигравшийся Германн неистово заходится в крике:

– Не может быть! Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, туз! Все верно!

Оригинально продумано сценическое решение германновского безумия: на потрясённого главного героя наступают три карты – тройка, семёрка и туз, причём на карте туз находится потрет молодой графини Анны Федотовны, героини рассказа Томского.

Но в следующую секунду всё меняется и со всех трёх карт на Германна презрительно смотрит старая графиня. Германн в беспамятстве кричит:

– Старуха! Это старуха!

Вдруг взгляд молодого человека упирается в книгу «Пиковая дама», которая все ещё лежит на полу. Он пытается схватить томик, но игроки не дают ему это сделать, происходит борьба. В конце концов поверженного героя оттаскивают за кулисы…

Конец истории? Вовсе нет, у мистики должно быть жуткое продолжение, иначе это не мистика…

Финал «Роковой дамы» от питерского театра проходит в духе классических концовок фильмов ужасов. По сцене идёт очередной прохожий (Сергей Ермилов), натыкается на лежащую книгу, открывает её… И тут из-за занавеса высовывается костлявая рука, хватает юношу и утаскивает его внутрь! Наверно, где-то там, в иной реальности, снова повторится та же фантасмагория с Германном и старой графиней…

После просмотра спектакля действительно хочется перечитать «Пиковую даму»: кажется, что как возьмёшь в руки эту заколдованную книгу, то угодишь в ту самую ирреальную историю. Таким оригинальным приёмом со случайными прохожими, попадающими в плен книги, режиссёры спектакля Владимир Бочаров и Дмитрий Самбура пытаются рассказать зрителям о том, что классическая литература во многом влияет на наше сознание. Мистичности придавали зловещий антураж, дым, таинственный свет и выразительная игра актёров в стилизованных под первую половину IX века костюмах. Художником по костюмам, кстати, была Валентина Ульянова, которая сыграла роль горничной.

Санкт-Петербургский театр глухих не разочаровал своей «Роковой дамой» зрителей, которые, без сомнения, будут ждать его на следующем фестивале «Территория Жеста».

Приятного просмотра!

 

Автор публикации

не в сети 1 неделя

BOCHAROV70

2
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 09-12-2020

Другие публикации этого автора:

Похожие записи:

Комментарии

4 комментария

  1. Актерская игра — высший уровень мастерства, даже по фото это видно. Какие эмоции там переживали можно только представить!

    0
  2. Давно не был в театре, но глядя на вашу работу вновь захотелось сходить на спектакль. Благодарю за ваше вдохновляющее творчество.

    0
  3. НЕ сильно люблю театральщину, но постановка ваша понравилась. Даже до конца досмотрел. Есть моменты которые насмешили, но есть и серьезные, которые заставляют задуматься. От души, спасибо. Прапорщикова Анна, вы были великолепны 🙂

    0

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ

В магазин

ПОСТЕРЫ И КАРТИНЫ

В магазин

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ

В магазин
Авторизация
*
*

Войдите с помощью





Регистрация
*
*
*

Войдите с помощью





Генерация пароля