Санкт-Петербургский театр глухих является постоянным участником «Территории Жеста»: вот уже в третий раз петербуржцы выступают в рамках этого фестиваля. На сей раз они показали старую добрую классику, которая актуальна во все времена: спектакль «Роковая дама», созданный по мотивам произведения А. С. Пушкина «Пиковая дама».
Театр глухих города на Неве существует уже 5 лет, и за эти годы он выпустил в свет 9 спектаклей. Как говорит директор театра Владимир Бочаров, выбор пал на произведение Пушкина, чтобы после представления у зрителей появилось желание прочитать нетленку великого поэта.
Необычным было начало спектакля: молодой человек (Дмитрий Самбура), идя куда-то по своим делам, натыкается на лежащий на полу томик Пушкина с «Пиковой дамой». Заинтересованно открывает книгу и начинает вчитываться в повествование. Тут расходится занавес, и молодой человек волшебным образом переносится в эпоху двухсотлетней давности…
За столом сидят картёжники в мундирах и оживлённо спорят. Сурин (Дмитрий Астапенко) возмущается:
– Почему я постоянно проигрываю, хотя у меня хорошие карты?!
Наумов (Николай Лобанов) даёт совет:
– Вы должны каждый раз ставить на одну и ту же счастливую карту. Вы прозевали такой шанс! Если продолжите играть – рискуете остаться в одних трусах!
Сурин начинает злиться и тут замечает молодого человека, слушающего их разговор:
– Смотрите на Германна! Он в жизни не брал карты в руки, а стоит и смотрит на нашу игру!
Молодой человек с удивлением понимает, что картёжники его видят и почему-то называют Германном.
В разговор вмешивается третий игрок – Томский (Борис Шелковский):
– Германн – немец, он расчётлив, вот и всё. Для меня необычный человек – моя бабушка, графиня Анна Федотовна!
Томский излагает историю своей восьмидесятилетней бабушки. В ходе повествования на сцене появляются персонажи, о которых упоминает рассказчик: юная графиня Анна Федотовна (Анна Прапорщикова) и граф Сен-Жермен (Владимир Якунин).
Молодая аристократка крупно проигралась в карты и была безмерно расстроена. Сен-Жермен сжалился над девушкой и открыл ей тайну трёх карт. Благодаря этим счастливым картам Анна Федотовна выиграла много денег и смогла рассчитаться с долгами. Но секрет трёх таинственных карт она не поведала ни своим детям, ни внуку Томскому.
Приятели Томского слушают его историю и вместе со зрителями наблюдают за действиями оживших героев рассказа.
Сурин не верит рассказу:
– Мой дядя рассказал мне, что ваша бабушка сжалилась над одним господином по фамилии Чаплицкий, который в молодости крупно проигрался. Она поведала ему о тех самых трёх картах, но взамен потребовала, чтоб в будущем он больше никогда не играл. И действительно, Чаплицкий выиграл. Ваша бабушка помогла чужому человеку, а вот вам не выдала тайны.
Томский в гневе бросается на Сурина, и начинается потасовка. Сурин выхватывает пистолет, но в этот момент получает подносом по голове от служанки и роняет оружие. Германн подбирает пистолет и угрожает им Сурину. Того выгоняют.
Главный герой с интересом рассматривает суринский пистолет, тут к нему подкрадывается горничная (Валентина Ульянова) и говорит, что для Германна есть письмо от Лизаньки, воспитанницы старой графини Анны Федотовны.
Молодой человек, уже смирившийся с тем, что его называют Германном, снова впадает в недоумение: никакой Лизаньки он не знает. Горничная удивляется:
– Воспитанница графини! Вы же переписываетесь уже три недели, неужели забыли?
В письме Лизанька сообщает, что старая графиня уезжает на бал, и поэтому Германн может прийти к ней в полночь.
Германн понимает, что ему выпадает шанс попасть в дом графини и выпытать у нее тайну трёх карт. И тогда он сможет стать сказочно богатым! Он с радостью изображает перед Лизанькой (Светлана Кузина) пылкого влюблённого. Неожиданно Лизанька сообщает, что с бала приезжает старая графиня, и просит своего ухажёра спрятаться.
Сварливая графиня Анна Федотовна (Маргарита Апатенко) устраивается подремать в кресле у окна, за которым виднеется знакомый многим силуэт Петропавловской крепости. Но, обуянный жаждой лёгких денег, к ней подкрадывается главный герой, настойчиво требуя выдать секрет заветных карт. Жалобы, пылкие речи и даже целование ног старухи не помогают: упрямая графиня отталкивает его. Германн вскипает и со словами: «Старая ведьма! Все равно заставлю вас отвечать!» выхватывает пистолет, целясь в графиню. Та в страшном испуге хватается за горло и падает замертво.
Всё скрывается в темноте, луч прожектора освещает только потрясённого Германна. Затем мастерски был обыгран чёрный фон задника сцены, в котором как бы открывается портал из иного мира, откуда в зловещих клубах дыма выступает дух Анны Федотовны. Лицо невольного убийцы выражает ужас:
– Простите меня! Я не хотел вашей смерти! Я только хотел узнать секрет трёх карт!
Призрак графини обещает открыть тайну, но взамен требует, чтобы Германн женился на Лизаньке.
Главный герой без памяти лежит рядом с карточным столом. Придя в себя, он с трудом подымается, видит сидящих за столиком игроков и просит разрешения вступить в игру. Все делают ставки. Германн называет тройку и, о чудо, выигрывает! С горящими глазами Германн продолжает игру, называет семёрку – и снова выигрыш!
Помрачившись от своей алчности, Германн продолжает игру и уверенно ставит на туза. Но Чекалинский (Владимир Якунин), проверив свою карту и карту своего партнёра, довольно усмехается:
– У вас дама, а вот у меня – туз!
Вздрогнув, Германн, смотрит на свою карту – действительно, дама!
Проигравшийся Германн неистово заходится в крике:
– Не может быть! Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, туз! Все верно!
Оригинально продумано сценическое решение германновского безумия: на потрясённого главного героя наступают три карты – тройка, семёрка и туз, причём на карте туз находится потрет молодой графини Анны Федотовны, героини рассказа Томского.
Но в следующую секунду всё меняется и со всех трёх карт на Германна презрительно смотрит старая графиня. Германн в беспамятстве кричит:
– Старуха! Это старуха!
Вдруг взгляд молодого человека упирается в книгу «Пиковая дама», которая все ещё лежит на полу. Он пытается схватить томик, но игроки не дают ему это сделать, происходит борьба. В конце концов поверженного героя оттаскивают за кулисы…
Конец истории? Вовсе нет, у мистики должно быть жуткое продолжение, иначе это не мистика…
Финал «Роковой дамы» от питерского театра проходит в духе классических концовок фильмов ужасов. По сцене идёт очередной прохожий (Сергей Ермилов), натыкается на лежащую книгу, открывает её… И тут из-за занавеса высовывается костлявая рука, хватает юношу и утаскивает его внутрь! Наверно, где-то там, в иной реальности, снова повторится та же фантасмагория с Германном и старой графиней…
После просмотра спектакля действительно хочется перечитать «Пиковую даму»: кажется, что как возьмёшь в руки эту заколдованную книгу, то угодишь в ту самую ирреальную историю. Таким оригинальным приёмом со случайными прохожими, попадающими в плен книги, режиссёры спектакля Владимир Бочаров и Дмитрий Самбура пытаются рассказать зрителям о том, что классическая литература во многом влияет на наше сознание. Мистичности придавали зловещий антураж, дым, таинственный свет и выразительная игра актёров в стилизованных под первую половину IX века костюмах. Художником по костюмам, кстати, была Валентина Ульянова, которая сыграла роль горничной.
Санкт-Петербургский театр глухих не разочаровал своей «Роковой дамой» зрителей, которые, без сомнения, будут ждать его на следующем фестивале «Территория Жеста».
Приятного просмотра!
Актерская игра – высший уровень мастерства, даже по фото это видно. Какие эмоции там переживали можно только представить!
Давно не был в театре, но глядя на вашу работу вновь захотелось сходить на спектакль. Благодарю за ваше вдохновляющее творчество.
НЕ сильно люблю театральщину, но постановка ваша понравилась. Даже до конца досмотрел. Есть моменты которые насмешили, но есть и серьезные, которые заставляют задуматься. От души, спасибо. Прапорщикова Анна, вы были великолепны 🙂
Кадры – это что то!!! Эмоциональные получились такие. Это доказывает, что актеры старались.
Очень классная постановка!